Специальные условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в МБДОУ д/с № 67
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 67» г.Таганрога представлены равные условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены равные права детям, имеющим разные стартовые возможности.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 29.12.2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», ПРИКАЗ от 31 июля 2020 года N 373 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, уставом МБДОУ д/с № 67 созданы условия для образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода созданы психолого-педагогические и материально-технические условия для комфортного обучения, ухода и присмотра.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч.16 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Цель функционирования групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ д/с № 67 – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции нарушений в развитии детей (первичного характера), в освоении ими адаптированной основной образовательной программы (по направлению) и подготовка обучающихся к достижению детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
В МБДОУ д/с № 67 функционирует 3 группы компенсирующей направленности:
Вид группы |
Количество обучающихся с ОВЗ |
Дети-инвалиды |
Группа компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью (нарушение интеллекта). Возраст обучающихся: с 3 до 8 лет. |
12 |
10 |
Группа компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Возраст обучающихся: с 3 до 8 лет. |
10 |
6 |
Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Возраст обучающихся: от 3 до 8 лет. |
8 |
8 |
Положение о порядке реализации программ реабилитации или абилитации инвалидов (ребенка-инвалида) (ИПРА) в МБДОУ д/с № 67
В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ д/с № 67 создается безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей. Учитывая все категории детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые могут быть зачислены в контингент обучающихся, в настоящее время возможностями помещения МБДОУ укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями, играми.
МБДОУ д/с № 67 включен в план реализации Государственной программы РФ «Доступная среда». В рамках программы осуществлен ремонт входной группы, установлен пандус. Определены мероприятия по совершенствованию условий беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения, в соответствии с Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ). Паспорт доступности объекта социальной инфрастуктуры (ОСИ) № 82 от 20.08.2018г., карта доступности объекта на сайте https://zhit-vmeste.ru/map/?ELEMENT_ID=86143.
Лестничный марш и коридор по пути следования детей установлены дополнительные сборные перила. Поверхность лестниц и коридоров покрыта ковровым покрытием. В группе для детей с ТМНР оборудована туалетная комната (адаптированная для детей с НОДА).
Специально оборудованные кабинеты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Кабинет учителя–логопеда, учителя-дефектолога, 2 групповые комнаты доступны для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в том числе маломобильных граждан (расположены на первом этаже). В кабинетах специалистов имеются индивидуальные ортопедические многофункциональные передвижные стулья со съемным столиком для детей с двигательными нарушениями, вертикализаторы.
При организации образовательной деятельности в МБДОУ учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ. Созданы специальные условия для организации образовательного процесса - реализуются адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)МБДОУ «Детский сад № 67» (принята на Педагогическом совете 30.08.2019 г. года протокол № 1)
- Описание адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с умственной отсталость МБДОУ дс № 67
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектраМБДОУ «Детский сад № 67» (принята на Педагогическом совете 30.08.2019г. года протокол № 1)
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитииМБДОУ «Детский сад № 67» (принята на Педагогическом совете 1.09.2020г. года протокол № 1)
В МБДОУ д/с № 67 функционирует психолого-педагогическая консилиум для сопровождения детей с ОВЗ. В штат МБДОУ д/с №67 входят: учитель-логопед, учитель-дефектолог(3), педагог-психолог, инструктор по физической культуре (адаптированной физической культуре), музыкальный руководитель, тьютор которые участвуют в проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность специалистов организована в форме консилиума и направлена на определение и разработку индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Информация о составе педагогических работников МБДОУ д/с № 67 с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы доступна в разделе официального сайта «Сведения об образовательной организации» «Руководство. Педагогический состав» http://www.sadik67.ru/index.php/rezhim-raboty
Педагогические работники, осуществляющие образование детей данной категории, прошли обучение на курсах повышения квалификации по программа дополнительного профессионального образования:
- Адаптированные образовательные программы дошкольного образования: проектирование и алгоритм реализации;
- Коррекционная педагогика и специальная психология: психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра;
- Логопедия (для учителей-логопедов ДОУ)» по проблеме: Организация, содержание и технологии коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с учетом требований ФГОС ДО;
- Организация инклюзивного образования в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;
- Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями.
Сотрудники МБДОУ д/с № 67 прошли инструктаж по программе «Обучение персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности объектов, услуг и ситуативной помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам», «ПРАВИЛА этикета при общении с инвалидами»
Предоставление услуг ассистента (помощника) – необходимую помощь воспитанникам в МБДОУ оказывают воспитатели, специалисты и помощники воспитателя, работающие на группе компенсирующей направленности. Помощнику воспитателя групп компенсирующей включена трудовая функция по оказанию услуг «ассистента».
СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫЕ КАБИНЕТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
Кабинет учителя–логопеда, учителя-дефектолога, 2 групповые комнаты доступны для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (расположены на первом этаже).В кабинетах специалистов имеются индивидуальные ортопедические многофункциональные передвижные стулья со съемным столиком для детей с НОДА, вертикализаторы |
||||||||||
БИБЛИОТЕКА, ПРИСПОСОБЛЕННАЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
Отсутствует |
||||||||||
ОБЪЕКТЫ СПОРТА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
Физкультурный зал |
||||||||||
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
Для детей с нарушением интеллекта, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития – предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстрированного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей, разнообразные шнуровки по темам, рамки Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, тренажеры, сортеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки бизиборды, тактильные панели (5 видов), мягкие дидактические столы (3 вида), балансир-доска (Рыбка), качалка-балансир (Чаша), мягконабивная дидактическая игрушка: «Черепаха», «Фруктовый сад», «Огород», световой стол для рисования песком (2 шт.) |
||||||||||
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА В ЗДАНИЕ МАДОУ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
МБДОУ д/с № 67 включен в план реализации Государственной программы РФ «Доступная среда». В рамках программы осуществлен ремонт входной группы, установлен пандус. Определены мероприятия по совершенствованию условий беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения, в соответствии с Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ). Паспорт доступности объекта социальной инфрастуктуры (ОСИ) № 82 от 20.08.2018г., карта доступности объекта на сайте http://zhit-vmeste.ru |
||||||||||
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПИТАНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
В детском саду организовано многокомпонентное, 4-х разовое сбалансированное питание детей. Питание детей в МБДОУ д/с № 67 рационально сбалансировано, соответствует возрастным нормам, с возможностью замены блюд для детей-аллергиков. Организация питания в детском саду сочетается с правильным питанием ребенка в семье. С этой целью педагоги информируют родителей о продуктах и блюдах, которые ребенок получает в течение дня в детском саду, вывешивая ежедневное меню детей. Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку, хранению продуктов и процессу приготовления пищи. Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Режим питания детей
Создание отдельного меню для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется |
||||||||||
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
В МБДОУ д/с № 67 создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
||||||||||
ДОСТУП К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИЦИОННЫМ СЕТЯМ, ПРИСПОСОБЛЕННЫМ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
Отсутствует |
||||||||||
ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
Отсутствует |
||||||||||
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
Интерактивный программно-методический комплекс с видеобиоуправлением МОБИ «Малыш»; |
||||||||||
ОБЩЕЖИТИЯ, ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
Не предоставляются |